 
      
    Как россияне относятся к инфобизнесу
V-Project — сервис социальных опросов, который дает людям возможность высказаться и поделиться своей историей.
Инфопродукты – курсы, марафоны, гайды – уже давно вошли в тренды и стали мейнстримом. Регулярно появляются различные марафоны от блогеров, в которых они обещают решить все проблемы своих клиентов и сделать их успешными. Но как показала история с Блиновской и её “марафоном желаний” – добра от таких предложений особо ждать не стоит.
Команда V-Project узнала у россиян, как они относятся к инфобизнесу и знают ли об инфоцыганях.
Общее отношение к блогерам-продавцам инфопродуктов
- 10% – Скорее положительно.
- 46% – Скорее отрицательно.
- 38% – Скорее безразлично.
Как можно заметить, в обществе доминирует критическое отношение к блогерам, продающим свои курсы. Многочисленные нейтральные ответы (38%) показывают, что тема вызывает либо слабый интерес, либо неоднозначность мнений у значительной части аудитории.

Как много людей купило курсы
Мы узнали сколько людей приобретало уроки у блогеров. Опрос показал, что желающих купить курсы не много:
- 7% – Приобретали инфопродукты.
- 93% – Не приобретали.

Впечатления о курсах
Среди того малого количество купивших, довольных оказалось много: 85.7%. Лишь 14.3% не были удовлетворены покупкой.

Из этого вытекает любопытная картина: проникновение рынка инфопродуктов пока невелико (покупали лишь 7% опрошенных), но среди тех, кто купил курс, подавляющее большинство (≈86%) оценивают результат скорее положительно. То есть у ранних/активных потребителей уровень удовлетворенности высокий, несмотря на общий настороженный настрой общества.
А знают ли люди об инфоцыганах?
Несмотря на наличие довольных клиентов, чёрная репутация интернет-курсов всё же даёт о себе знать. 44% опрошенных хорошо знакомы с термином “инфоцыгане” и 40% что-то слышали о них. Лишь 16% узнали о них впервые.
- 44% – Знаю хорошо.
- 40% – Что-то слышал(а).
- 16% – Слышу впервые.

Реакция на уголовные дела против известных продавцов инфопродуктов (2023–2025)
Наверное многие, кто хотя бы раз интересовался онлайн-курсами слышал о таких личностях, как Арсен Маркарян, Елена Блиновская и Аяз Шабутдинов и об их задержании за их деятельность. Кто не в курсе, это данные люди – это инфоцыгане, продававшие онлайн-уроки сомнительного содержания.
Мы опросили граждан, как они относятся к подобным событиям в данной сфере:
- 48% – Скорее положительно.
- 16% – Скорее отрицательно.
- 27% – Скорее безразлично.

Из этого вытекает вывод, что почти половина респондентов восприняли возбуждение уголовных дел как позитивный сигнал – вероятно, даже как признак борьбы с мошенничеством.
Настройки по ужесточению контроля
В связи с большим количеством обмана и наличием громких уголовных дел в сфере инфобизнеса появился запрос на строгий контроль за деятельностью подобных блогеров. Вот, что думают россияне по поводу необходимости ужесточить контроль за блогерами, продающими курсы:
- 63% – Да, контроль должен быть значительно ужесточён.
- 24% – Да, но только в отдельных случаях (например, при обмане или мошенничестве).
- 2% – Нет, существующих мер достаточно.
- 8% – Нет, это лишнее ограничение свободы.

Как можно заметить, суммарно 87% респондентов поддерживают идею усиления контроля в той или иной форме – от радикального ужесточения до прицельных мер против мошенников.
Исследование показало, что немалое количество россиян знают о существовании инфоцыган и наслышаны об уголовных делах, связанных с ними. Из-за этого и возник запрос на ужесточение мер контроля за блогерами, которые продают курсы.
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                