research-main-img

Российская бюрократия: помощник или нет?

V-Project — сервис социальных опросов, который дает людям возможность высказаться и поделиться своей историей.

Регистрируйтесь, выражайте мнение и помогайте менять мир вокруг.

Работа чиновника трудна, сложна и очень регламентирована — именно так можно охарактеризовать деятельность представителей власти в нескольких словах. В России же есть собственная бюрократия, с которой приходилось сталкиваться всем жителям государства.

V-Project провел исследование об отношении россиян к работе госслужащих и госорганов.

Оценка бюрократии в целом

Вначале мы узнали, как люди в целом оценивают текущий уровень бюрократии в соответствующих учреждениях. Самыми популярными вариантами ответа стали очень высокий (40,4%) и высокий (33,7%) и при этом только 0,2% — очень низкий.

После мы задали нашим респондентам такой вопрос, как «Считаете ли Вы, что бюрократия в государственных учреждениях затрудняет получение необходимых услуг?». Здесь также большинство людей выбрали в большинстве своем негативные варианты:

  • Полностью согласен (а) — 57,1%;
  • Скорее согласен (а) — 33,2%;
  • Скорее не согласен (а) — 5,7%;
  • Абсолютно не согласен (а) — 0,2%;
  • атрудняюсь ответить — 3,7%;

Кажется, что люди видят в работе бюрократического аппарата лишь затруднения для собственной жизни, и это во многом повсеместный опыт.

В последнее время государство активно внедряет различные цифровые технологии для упрощения работы российских чиновников и удобства людей в целом.Чего стоит только легендарный сервис Госуслуги, а сейчас взят курс на интеграцию искусственного интеллекта во многие продукты.

Мы узнали, а поможет ли на взгляд респондентов, цифровизация государственный услуг снизить уровень бюрократии. Так, 38,4% скорее согласны, что такие меры помогут уменьшить количество «канцелярщины», 22,4% людей — полностью согласны и 11,5% — абсолютно не согласны.

Отношение россиян к работе государственных учреждений

В этой части исследования мы задали нашим респондентам вопрос: «Насколько Вы удовлетворены уровнем обслуживания в государственных учреждениях?». Мнения в основном разделились между вариантами ответа скорее удовлетворен (а) (34,9%), скорее не удовлетворен (а) (32,4%). Только 4,7% жителей России абсолютно удовлетворены. И правда, что в последние годы бюрократия шаг за шагом становится гуманнее, но все равно не достигает уровня всеобщего одобрения.

Часто главная претензия к работе чиновников — сложность получения необходимых процедур и документов. Что люди думают по этому поводу? Мы и выяснили в следующем в соответствующим вопросе, где 35,4% отметили полностью согласны с утверждением об излишней сложности с приобретением услуг, 44,9% — скорее согласны и 12,5% — скорее не согласны.

Другой важной частью взаимоотношений с российской бюрократией является уровень ее прозрачности, которая вызывает вопросы у многих жителей страны. Большинство людей (34,2%) отметили, что уровень понятности устройства работы чиновников является средним, 27,2% ответили очень низкая и 3,5% — очень высокая.

В исследовании нельзя было обойтись и без оценки квалификации госслужащих различных уровней. Поэтому команда V-Project задала респондентам такой вопрос: «Как Вы оцениваете квалификацию и компетентность сотрудников государственных учреждений?».

Удалось выяснить, что 42,9% выбрали ответ средняя, низкая — 17,5%, высокая — 15% и очень низкая — 14,2%. Такое положение дел напрямую связано с опытом посещения различных государственных учреждений россиянами.

После мы узнали то, насколько люди удовлетворены уровнем обратной связи со стороны государственных учреждений. Мнения респондентов в большей части разделились между 3 вариантами:

  • Скорее удовлетворен (а) — 28,2%;
  • Скорее не удовлетворен (а) — 27,9%;
  • Абсолютно не удовлетворен (а) — 26,4%.

В конце уже по сложившейся традиции команда V-Project спросили о мерах, которые помогут снизить уровень бюрократии в госучреждениях. Так, с большим преимуществом победил вариант ответа (73,3%) упрощение процедур и документов, на втором месте (51,4%) — улучшение обратной связи с гражданами, на третьем (45,6%) — развитие цифровых услуг.

И результаты во многом соответствуют другим частям исследования, а также показывают самые распространенные недостатки текущей бюрократической системы.

По итогам можно сделать выводом о том, что к российской бюрократии в целом нейтральное, чем ярко негативное отношение. Люди видят, как система год от года меняется, и на этом пути помогает цифровизация и своеобразная гуманизация подхода работы чиновников.

Другие исследования